КАРАДУЛИ

 ИСТОРИЯ СЕЛА И ХРАМА

После завоевания края Иваном Грозным все земли, принадлежавшие хану и крупным казанским феодалам, эмигрировавшим из Казанского края или погибшим в ходе восстания 1552-1557 гг. были объявлены дворцовыми (считались собственностью царской семьи) и по мере надобности шли в поместную раздачу как русским служилым людям, так и не русским. Наряду с поместным землевладением получило развитие и монастырское землевладение. Земли отдавали в вотчину монастырям, то есть в полное владение.

Казанский уезд согласно источнику делился на пять дорог: Ногайскую, Зюрейскую, Арскую, Алатскую, Галицкую. Дороги в свою очередь делились на станы, волости, сотни, пятидесятки, десятки. Все эти названия и деления остались от Казанского ханства. В период Казанского ханства все земли Лаишевской стороны входили в Ногайскую дорогу. Это название происходило от важнейшей военно-транспортной дороги, ведущей от столицы ханства - Казани в соседнюю Ногайскую Орду. Село Карадулат (а именно так упоминается название села в источниках второй половины 16 века) относилось к Черемицкой волости, по Ногайской дороге, волость состояла из девяти селений: двух сел и семи деревень, в восьми селах жило русское население, в одном магометяне.

Село Карадули (далее название села уже видоизмененное) расположено при реке Меше по левой стороне большого Оренбургского тракта. От города 18 верст.

По грамоте от 13 августа 1555 года Казанского воеводы князя Петра Ивановича Шуйского село Карадулат дано было в вотчину архиепископу Гурию Казанскому и Свияжскому. Под самым селом на реке Меше находилась 8-ми поставная мукомольная мельница, принадлежавшая Свияжскому Богородицкому монастырю.

Население в вотчине метрополита во второй половине 17 века в селе Карадули составляло: дворов крестьянских 59, бобылей 36; крестьян 236, бобылей 186 (для сравнения в деревне Караишево 23 крестьянских двора и 21 бобылей; крестьян 101, бобылей 113).

Как было сказано выше, земли села принадлежали метрополии. В 1764 году все церковные земли были конфискованы и стали государственными. Для управления этими землями была создана Коллегия экономии, а крестьян стали называть экономическими.

По источникам 19 века дворов в селе 163, жителей было 550 мужского и 560 женского пола, русские бывшие монастырские крестьяне и 1 семейство татарское. Село имело земельный надел 2185,2 десятины, на полях жители выращивали лук. Из числа жителей не жили в селе 7 мужчин и 6 женщин, уходят на продолжительные заработки 8 мужчин. В селе проживали: дворян 1 мужчина, 1 женщина; духовенства 6 мужчин, 5 женщин; мещан 1 мужчина; крестьян других обществ 3 мужчин, 4 женщин из них 2 мужчин занимались торговлей.

В 1885 году 2 октября в селе была открыта церковно­приходская школа по инициативе священника Александра Виноградова. В 1888 году построено здание для школы. По другим данным, в 1883 году здание для земской школы построил купец Суслов.

Церковь в селе каменная, построена в 1766 году, а в 1908 году перестроена кирпичная церковь в честь Вознесения Господня с приделами: в честь Богоявления Господня и во имя Святого Равноапостольного князя Владимира. Храм обновлен по проекту епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского. Памятник барокко с характерной компоновкой разновеликих объемов, значительно перестроенный в традициях классицизма середины 19 века.

Церковь сооружена на средства прихожан. К храму была приписана деревянная часовня во имя Чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, выстроенная в 1909 году на приходские деньги в деревне Панове.

Карадульский приход имел 1363 мужского и 1365 женского русского православного населения, а 1 мужчина и 2 женщины на правах единоверия. В начале 20 столетия в приходе церкви четыре селения - Карадули, Караишево, Нармонка, Паново.

В свое время село было переименовано в село Вознесенское, но оно не прижилось и в итоге село до сих пор носит слегка видоизмененное старинное название Карадули.

Казанские визитки - cоздание сайтов в казани © 2010